Советский тяжеловоз — история возникновения породы лошадей, внешний вид, развитие в наши дни
Лошади породы Советский тяжеловоз занимают важное место в развитии хозяйственной деятельности человека. Этот вид животных с древних времен помогал людям осваивать новые территории, участвовал в сельскохозяйственных работах, спасал жизни, был в Великих сражениях. За много веков было создано огромное количество самых разнообразных пород лошадей, имеющих различные направления продуктивности. Тяжеловозные породы заняли свои места в промышленном развитии страны. Советский тяжеловоз является одной из юных пород в этом направлении. В процессе развитие люди пытались заменить человеческий труд на машинный. Но, к сожалению, всё это происходило не так быстро, как хотелось бы. И именно тогда, во времена, когда производство требовало большого развития, нужны были такие лошади.
Возникновение породы
На территории Мордовии, на юге Нижегородской области имеется территория, где леса соприкасаются со степями. Жители тех мест нуждались в лошадях, которые имели бы хорошую рабочую силу и тяговую мощность. Это было необходимо для того, чтобы возить лес, который имел весьма существенный вес. Такая работа была тяжелой. К тому же необходимо было проводите распашку под сельскохозяйственные посевы. Средняя статистическая лошадь, которая была тогда у крестьян не подходила для таких тяжелых работ. Поэтому актуальным для тех мест было создание упряжной лошади, имеющей крупные объемы тела, большую силу, которая зависела от массы животного.
Тогда на территории Нижегородской области в основном преобладали чистокровные лошади и пришедшие с реки в Тамбовской области их родственники, которые были скрещены с местными породами лошадей. Их было просто выращивать и разводить, так как имелось достаточное количество кормов. В конце 19 века на территорию Мордовии стали заводить породы лошадей прямиком из Европы. Как правило, это были Суффолки и Брабансоны. Лошади обладали поистине гигантскими размерами. Высота в холке достигала 180 см. Поэтому за основу в дальнейшем разведении советских тяжеловозов были взяты именно эти лошади.
Но, как выяснилось, брабансоны не были и не имели способность к акклиматизации на русской земле. Конституция тела была рыхлой. В процессе их пребывания на территории Мордовии происходило скрещиванием жеребцов барбансонов с местными кабылами, потомство которых было меньшего размера, но с более крепкой конституцией тела. Когда началась Гражданская война из Европы перестали завозить племенных животных. Поэтому оставшиеся кони были на территории Нижегородской области и Мордовии. В результате внутри табуна было самопроизвольное скрещивание, которое никто не контролировал. И в середине тридцатых годов начали появляться жеребята, имеющие устойчивый породный признак. Такая ситуация позволила селекционерам провести работу, чтобы закрепить полученные признаки. Но из-за военных действий, официально оформить новую рабочую породу не удалось. Завершить процесс оформления и признать породу удалось в 1952 году, тогда же она и получила название Советский тяжеловоз. Через 9 лет селекционеры вновь попытались скрестить советскую тяжеловозную порода с брабансонами. Было закуплено 3 племенных лошади.
Двух самцов поместили на Починковский завод и одного на Мордовский завод. В результате данный эксперимент обернулся неудачей. Получившийся молодняк имел рыхлость и некрепость конституции тела. Они были грубыми, что соответствовало породным качествам брабансоновской породы лошадей. Как раз с этими качествами и боролись долгие годы. В 1987 году провели повторный опыт, который также закончился ничем.
Описание породы
Как только смотришь на фотографию этой породы лошадей, сразу понимаешь, что она относится к тяжеловозной породе. Способна выполнять сложные работы из-за того, что ее тело было приспособлено для этого. Имеет массивный внешний вид, область груди широкая, мощные мышцы в передней части туловища. Голова среднего размера, также имеет хорошо развитые мышцы и широкие ноздри. Уши прямые, небольшие, однако есть лошади, у которых они висят. Область холки практически не выражена. Шея постепенно переходит в обвисшую спину, которая прекрасно приспособлена для седла, хотя само животное не было создано для подобных целей. Важное значение для оценки животного и его способности к тяжелым работам, это строение крупа и задних конечностей.
Данная порода имеет всё необходимое для этого. Поясница широкая переходит в обвислый раздвоенный круп. Бедренная часть короткая, завершается длинным скакательным суставом. Часто встречается наличие косолапости у лошадей данной породы, но на их работоспособность это не оказывает никакого влияния. Но для племенного разведения, как правило, эти животные не используются. Лошади породы Советский меринос являются одним из самых больших упряжных животных среди пород, созданных на территории Европы и России. Масса взрослого жеребца 900 кг масса кобылы 700 кг, высота в холке 1 м 55 см 1,7 м. Имеет свойственную брабансонам флегматичность, спокойный нрав, доброту. В процессе селекции они лишились оброслости на конечностях, что упрощает уход за животными. Но в подарок они получили густой хвост. Стоит отметить то, что лошади из Починковского и Мордовского конезавода имеют отличительные особенности. Мордовские лошади имеют более изысканный внешний вид, они активные, тело более короткое и они темпераментные. Лошади имеют поистине потрясающие тяговые качества, сравнимые с трактором. Им по силам справляться с сельскохозяйственными работами наравне с техникой. С данными лошадьми были проведены испытания в 1957 году.
Тогда жеребец на ипподроме в Тамбове смог тащить груз имеющий вес 23 тонны, на расстояние 23 м. Такой результат был поистине впечатляющим. Но если не стремиться к таким достижением то представитель советского тяжеловоза может тащить груз в 15 тонн. Для данных лошадей считается нормальными тренировки, на которых они должны пройти 2 км с весом 4,5 тонны. В результате скрещивания тяжеловоз приобрёл у местных пород резвость. С весом в полторы тонны груза животное может без затруднений двигаться рысью. Но для личного подсобного хозяйства такая лошадь не пригодится.
Стоимость содержания такого животного выйдет в приличную сумму, так как лошади имеют хороший аппетит, а выращивание становится затруднительным из-за больших габаритов тела. Лучше всего использования советского тяжеловоза в крестьянско-фермерском хозяйстве, если ведутся работы по транспортировке кормов, заготовке сена. Также животные используются и на больших сельскохозяйственных предприятиях. Например, чтобы помогать при обслуживании в больших комплекса по выращиванию разных видов животных.
Советский тяжеловоз в наши дни
Активное совершенствования и развития породы Советский тяжеловоз продолжалось вплоть до 1990 года. Лошади участвовали в выставках и соревнованиях не только на территории страны но и за рубежом. Но после того как СССР распался конезаводы стали испытывать сложности. Был риск полного и исчезновения данной породы лошадей. Количество маток сократилось в два раза, перестали вывести отбор молодняка.
На сегодняшний день в этой области картина стала лучше, так как на территории европейских стран порода ценилась и поэтому сохранилась. Сегодня имеется стабильный спрос на породу лошадей Советский тяжеловоз. Некоторые животноводческие предприятия также внедрили данную породу для обслуживания ферм с целью сокращения расходов на топливо. Племенное разведение тяжеловозов велось и Войковской области мордовской АССРЮ, Владимирской и Ярославской областях. Если есть желание купить лошадь породы Советский тяжеловоз с целью получить хорошую рабочую силу, то лучше обратить внимание на конезаводы Мордовии и Нижегородской области.
На сегодняшний день потребности в данной пароде мало. Проблема использования заключается в том, что персонал, который мог бы работать на лошадях такого типа нужно. Но есть любители, которые содержат этих лошадей так же их можно встретить на крупных хозяйственных предприятиях.